Сегодня речь пойдет про юридические аспекты совершения покупок. Здесь не будет открыто новых истин и историй совершения выгодных покупок. Только юриспруденция.
- Первое правило. Деньги вносятся в кассу организации. Как бы парадоксально это не звучало, но зачастую люди становятся жертвами обмана по схеме: передал денежные средства – а подтверждения об оплате не получил. Потом доказать, что товар или услуга были оплачены проблематично.
- Ничего нового. Никто не обязан подписывать документы без их детального изучения. Если не дают ознакомиться с текстом договора – до его подписания, например, взять копию домой – можете разворачиваться и уходить из этого учреждения.
- Разночтения в документах с законом о «Защите прав потребителей» трактуются в пользу покупателя. Но и здесь, практика показывает, что недобросовестный продавец может впоследствии склонить чашу правосудия в свою пользу. Поэтому, если в договоре написано, что доводится информация, предоставляется документация, и другие обстоятельства, которых в действительности нет – обязательно требуйте их исключения из текста.
- Если в товаре, за исключение того, который обмену и возврату не подлежит, обнаруживаются недостатки, то покупатель вправе в течение 15 дней вернуть его продавцу и возвратить денежные средства. Это правило действует и в отношении технически сложных товаров.
- Действия и переговоры должны фиксироваться. По приходу в магазин, и получение отказа в гарантийном ремонте – обязательно пишите претензию и требуйте копию с отметкой о принятии. Продавец отказывается принимать документ – высылаете почтой заказным письмом с уведомлением о вручении.
- Акт выполненных работ, передачи товара. Внимательно ознакомьтесь с актом приёма-передачи. Например, сдаете телефон в сервисный центр, а продавец указывает дефекты, которых на самом деле нет. Или обратная ситуация возвращает телефон с дефектами, которых не было. Любая передача товара происходит по акту или иному документу, в котором описывается состояние товара.
- В случае предъявления требований покупателю главным нюансом является четкость и законность требований. Требования не сформулированы, а претензия содержит 2 листа эмоций и обстоятельств, то впоследствии суд не примет данную претензию в счет зачета досудебного порядка урегулирования спора. Это грозит оставлением иска без движения, или не применением штрафных санкций к продавцу.
- Не лишним будет вести видео съёмку, делать фотографии, привлекать свидетелей и составлять самостоятельно акты, если продавец не идет навстречу. Бремя доказывания некоторых обстоятельств лежит на покупателе.
- До совершения дорогих покупок – поищите законы, которые регламентируют порядок и условия продажи интересующего товара. Например, имеется целое постановление правительства, в котором перечислены правила продажи отдельных видов товара.
- Проверяйте контрагента – продавца, у которого совершаете покупку. Это можно сделать многими способами, проверить долги на сайте службы судебных приставов, можно проверить наличие к нему судебных исков. В конце концов, сверить его наименование с наименованием, зарегистрированным в налоговом органе.
Все вышеперечисленные правила не являются чем-то новым или свехнаучным. Это скорее тот необходимый минимум, к которому можно прибегнуть, чтобы не попасть в нехорошую ситуацию. В 2013 году в Ростове-на-Дону была ситуация с компанией которая занимается изготовлением окон. Она выдавала себя за крупного Российского поставщика и принимала в течение полугода деньги за изготовление и монтаж пластиковых окон. А потом просто закрылась и никто ничего не вернул. Название у компании было одно, а наименование исполнителя в договоре совсем другое. Таких примеров много.
Проблема в том, что практически никто не придерживается вышеописанных правил. Помните профилактика куда эффективнее, чем лечение, даже если у Вас будет самый лучший юрист. Поэтому главным принципом при совершении покупок является бдительность.